Недалеко от села Белогорское, которое большинству известно по находящемуся рядом утёсу Степана Разина, установлен монумент с самолётом-истребителем МиГ-17. Стоит он на берегу Волги, так, чтобы было видно с воды. Памятник установлен в честь летчиков - участников Великой Отечественной войны. На постаменте надпись: «Славным соколам, отважным защитникам Советской Родины от благодарных земляков». Ежегодно тут проводится "День призывника", поэтому в это время всё украшено флагами. А выбор места не случаен - в селе Белогорское родился и провёл юность дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Скоморохов Николай Михайлович.
В Белогорском родился и провёл юность дважды Герой Советского Союза Н. М. Скоморохов. В бывшем здании школы превращенной ныне в Музей села Белогорское в классе, где учился Николай Михайлович, висит его портрет, сохранились парты 1930-х годов. Ежегодно в день рождения лётчика (19 мая) проводится день призывника. Рядом с бывшей церковью стоит бронзовый бюст Н. М. Скоморохова, поставленный в 1953 году. Сохранился дом, в котором жил легендарный лётчик. 4 мая 2010 года на нём была торжественно установлена мемориальная доска.
Никола́й Михайлович Скоморохов (19 мая 1920, с. Лапоть, Саратовская губерния — 14 октября 1994, Монино) — советский лётчик-истребитель Великой Отечественной войны, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик СССР (1971), доктор военных наук, профессор. Депутат Верховного Совета СССР 6—8 созывов (1962—1974).
Воевал в составе 5-й и 17-й воздушных армий на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Принимал участие в обороне и освобождении Кавказа, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Австрии.
В боях за город Будапешт капитан Скоморохов сбил 2 самолёта из «бриллиантовой эскадры» гитлеровских военно-воздушных сил. Неоднократно сбивал по 2 и по 3 вражеских самолёта в одном бою.
Всего во время Великой Отечественной войны Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провёл более 130 воздушных боёв, сбил лично 46 фашистских самолётов и 8 самолётов в группе (7-й результат в списке советских асов-истребителей), а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолёт не горел, не был сбит. Имел позывной «Скоморох». О нахождении его в небе гитлеровцы предупреждали своих пилотов как о серьёзной опасности. Трагически погиб в автомобильной катастрофе 14 октября 1994 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Память
Бюст установлен на Аллее героев на территории Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков.
Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Н. М. Скоморохова в 1953 году установлен в его родном селе.
Бюст Н. М. Скоморохова установлен на Аллее героев в Парке Победы в Саратове, как одному из трёх саратовцев дважды Героев Советского Союза.
Зачислен навечно в списки 131-го учебного вертолетного полка Саратовского ВВАУЛ.
Именем Скоморохова названа улица в городе Саратове.
В Астрахани его именем названа школа № 53 в микрорайоне завода имени III-го Интернационала.
Пароходство Волготанкер назвало танкер проекта Волгонефть его именем.
Скоморохову посвящена песня Владимира Высоцкого «Песня о погибшем друге».
О Н. М. Скоморохове был снят короткометражный документальный фильм в организованной студии документальных фильмов при Министерстве речного флота РСФСР.
Бюст Н. М. Скоморохова установлен в Астрахани на бульваре Победы / ул. Бертюльская в сквере им. 60 лет Сталинградской битвы.
Бюст Н. М. Скоморохова установлен на проспекте Героев Отечества в Саратове.
Школе № в г. Красноармейск (Московская область) присвоено имя героя.
МиГ-17 — советский реактивный истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Первым из серийных истребителей допускал достижение скорости звука, но для боевых полётов считался околозвуковым. Предназначался для замены МиГ-15. Первый полёт был совершен 1 февраля 1950 года. Состоял на вооружении многих стран мира и применялся в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. В строевых частях некоторые самолёты прослужили до начала 80-х годов. Списанные самолёты со снятым вооружением передавались в учебные центры ДОСААФ. Другие устанавливались в качестве авиамонументов.
Фотографии:Блог Дениса Жабкина