Каменный однопрестольный храм во имя иконы Казанской Божией Матери в Сухом Карабулаке был построен вместо ветхого старого в 1860 году тщанием местного землевладельца князя Владимира Алексеевича Щербатова. В штат причта входили проживавший в общественном доме священник и псаломщик, которому полагался церковный дом. 2 (14) мая 1897 года было получено разрешение на ремонт храма с установкой новых крестов на средства княгини М. А. Щербатовой. Руководил работами управляющий экономией Канищев, 14–15 (26–27) июля того же года реконструкция была торжественно завершена всенощной, крестным ходом, освящением и поднятием крестов. В советское время храм закрыли, разорили внутреннее убранство и снесли колокольню и купол. В опустевших помещениях церкви некоторое время работала столовая сельскохозяйственной артели. Православный приход в селе был восстановлен в 2001 году. 9 июня 2002 года протоиерей Александр Ткачёв совершил чин положения Антиминса и первую Божественную Литургию в возрождённой Казанской церкви. В настоящее время медленными темпами ведётся восстановление храма, признанного объектом культурного наследия области. Из-за отсутствия отопления храм открыт только в тёплое время года.
Село расположено на одноимённой реке в южной части района в 60 километрах от Саратова и в 29 километрах от Базарного Карабулака. С районным центром Сухой Карабулак связан асфальтированной дорогой и рейсовым автобусом, в селе имеется железнодорожная станция на вольской ветке. Со всех сторон Сухой Карабулак окружён лесами, холмами, оврагами и сельскохозяйственными угодиями.
Мордовское (эрзя) село Сухой Карабулак было основано при одноимённой речке в середине XVIII века1 (в качестве более точной даты упоминается 1748 год)2. Первым ровное место у горы заприметил мордовский крестьянин Герасим (или, по рассказам некоторых старожилов, его старший брат Учай), который поставил в поле высокое дерево. На его верхушку сразу сел голубь, что Герасим счёл хорошим знаком, ибо птицы вьют гнёзда, и начал собирать народ, который потянулся на новые земли из Аловки, Селябы, Топоровки, Губажа (некрещёные татары), Яксяра (более подробное описание этих селений и их местонахождение народная память до нас не донесла). Герасим впоследствии также стал первым человеком, похороненным в Сухом Карабулаке.
Приглянувшиеся мордве земли принадлежали грузинскому царевичу Арчилу и знатному роду Апраксиных. В честь первого поселенцы назвали село Арчилов Арчилоувеле, или просто Арчилов. Административно в первые годы существования Сухой Карабулак входил в Пензенский уезд. В 1769 году по инициативе царевича Георгия Вихтанова (Вахтанговича) (по-видимому, наследник Арчила) мордва приняла православие (деревня вошла в Новиковский приход) и уже через год запросила разрешение на строительство деревянной церкви, полученное в 1773 году. Освятили деревянный храм в 1880 году во имя иконы Казанской Божией Матери. По престолу сельцо также начали называть Богородским.
Увлекательно и непросто складывались на рубеже XVIII и XIX веков отношения сухо-карабулакской мордвы с другим местным землевладельцем – генералом Степаном Степановичем Апраксиным. Молодой помещик жил в Москве и, узнав о том, что его земли активно заселяются, возражать не стал. Когда село разрослось, и крестьянам уже некуда было деваться, он обложил их платой с ворот. Один из первопоселенцев старик Павел предложил перехитрить барина и поставить на все дворы одни ворота. Приехавший за деньгами Апраксин был вынужден вернуться в Москву несолоно хлебавши и заставил крестьян платить ему с трубы. Вернувшись через год, Апраксин обнаружил, что все трубы крестьяне разобрали и устроили чёрные избы. Попытка обложить село данью с каждого окна также не увенчалась успехом, так как мордва сразу все окна заколотила. В итоге Апраксин установил оброк в пять рублей ассигнациями на каждую душу. Так как молодёжь и овдовевшие уроком (данью) облагаться не могли, помещик и управляющий старались их женить. Отцов, противившихся выдавать детей за одиноких стариков, секли розгами. В подобных браках были частыми убийства и самоубийства.
Помимо владений Апраксина часть Сухого Карабулака также приходилась на пустовавшие земли помещика Шахматова, у которого в 1801 году они были крестьянами полностью выкуплены при содействии и на имя Апраксина, так как крепостные в тот период совершать подобные сделки самостоятельно не могли. От Апраксина Сухой Карабулак унаследовал его зять, бездетный князь Голицын, после которого в свою очередь селом завладела его вдова Наталья Степановна. При последней крестьяне перешли на барщину: три дня работали на барыню, другие три – на себя. При первом же неурожае и голоде Н. С. Голицына село продала своему родственнику князю Щербатову. В 1840-х годах в Сухом Карабулаке насчитывалось примерно 500 жителей.
Чуть западнее пролегал просёлочный тракт из Саратова в Кузнецк, помимо церкви также имелись овчарня, четыре мельницы7 и кабак, являвшийся главной причиной повсеместного пьянства среди местных жителей3. После отмены крепостного права сухо-карабулакские крестьяне хотели отказаться от наделов, рассчитывая на то, что у них уже есть купленная через Апраксина Шахматовская пустошь, но князь Щербатов подарил им по десятине на душу, а пустошь оставил себе. Крестьян такое решение не устроило, и они начали судебную тяжбу за пустошь, которая в итоге растянулась на несколько десятилетий и сопровождалась народными волнениями и последующими усмирениями с применением войск.
По данным министерства молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области в настоящее время церковь находится в стадии реставрации. Но на данный момент нет никаких признаков проводимых работ, кроме груды кирпичей внутри храма, заметной через окно.
Престол: в честь иконы Божией Матери "Казанская".
Освящен: антиминс 5 марта 1996 года.
Настоятель: иерей Сергий Уваров.