Недалеко от трассы Сызрань-Саратов-Волгоград высится гора Маячная или Мерная. Виды с неё открываются фантастические. Здесь как нигде отчётливо видно деление Волгой на левый степной и правый холмистый берега. Под высоким утёсом с изрезанным склоном стояло село Меровка, сейчас её уже нет на картах, осталось название по старой памяти. Нынче это дачи, в основном балаковцев. В прошлом веке главная водная артерия страны – река Волга – была подвергнута коренным изменениям. С 1930-х по 1980-е годы на Волге построено 8 гидроэлектростанций. Желая получить дешевую электроэнергию, страна затопила в Поволжье территорию, равную Швейцарии, переселила и лишила родины более полумиллиона человек. Именно так исчезло с лица земли село Меровка.
Маячная это фактически самая заметная вершина северной части Девичьей гряды, то есть знаменитых в этих краях Девичьих горок. Высота её около 180 метров. Есть сведения, что в районе Меровки существовали ещё поселения неандертальцев. Найденная на острове Меровский затылочная кость человека имеет неандерталоидные черты и сходна с архаичным сапиенсом Схул V. Это факты, а как это часто бывает с горами и горками, особенно волжскими, есть тут и свои легенды.
Около п. Алексеевка Хвалынского района протянулись Девичьи горы. О Девичьих горах, или как их называли в старину, Девичьем Камне, сложено в Саратовском крае много легенд. Одну из этих легенд узнал в начале XX века саратовский археолог Б.В. Зайковский. Академику рассказал эту красивую легенду старый матрос Климов. Легенда эта была записана со слов Климова на пристани общества «Самолет» в Алексеевском затоне. Было до революции такое пароходное общество на Волге, а пароходы зимовали в затоне у села Алексеевка Хвалынского района.
Легенда гласит, что на пристани Алексеевки, к юго-востоку от Маяцкой горы, между Волгою и глубоким Стрельным доном гребнем протянулась с юга на север Лысая гора, на вершине которой сохранилось городище финнов. Немного ниже по Волге местность носит название Аринкин дол, по имени волшебницы Аринки, по преданию, имевшей здесь стан девушек - разбойниц. Давным - давно с Армиевых гор у села Апалиха, когда там еще стояло войско атамана Кудеяра, пришел сюда старик по прозванию Лысый Атаман. Был он ростом велик, силы непомерной, колдун, чернокнижник, проживший два века. Силою колдовства и взгляда он ставил волжские суда поперек течения, и судно не двигалось до тех пор, пока он не забирал с него казну и товар.
В те давние времена по Волге разбоем промышляли не только мужчины, но и пуще всего девушки, стоявшие по маякам Девичьих гор, отчего и стали называться они горами Девичьими или Девушкины. По преданию, где-то рядом с Маячной горой долго занималась разбоем шайка некой Пелагеи, которую в легендах обычно называют «девушкой Пелагеюшкой». Покинув свою семью, чем-то обидевшую ее, она примкнула к разбойникам и вскоре стала у них
верховодить. Грозой всей Волги была «Девушка Пелагеюшка», стоявшая на два стана: один, большой стан, на Маяцкой горе, что пониже Меровки, а другой в самых горах Жигулях, у Девушкина камня. Услыхала она про Лысого и послала к нему свою младшую сестру Аринку на выучку вместе с 12-ю богатырями.
Выучил ее Лысый всем наукам чернокнижным, отвел ей над зеленым долом на самой горе место под стан и стали они вместе работать на славу! Выйдет Аринка на гору, махнет рукой и встал караван,
повисли паруса, весел не поднять. И сами купцы идут на берег, да несут Аринке товары да казну. Выйдет к ним Аринка, схватится с добрым молодцом, тот и глазом не моргнет, а уж лежит и зовет к себе на пир! Дошла славушка про нашу Аринку до самого атамана Степана Разине, и прилетел он на персидском ковре - самолете к ней. Не устояла Аринка против самого Степана Разина, забыла свой зарок чернокнижный! За ласку богатырскую отдала силу девичью, а с ней и привольную жизнь. Наутро пришли подруги, и нашли атаманшу мертвой. Обрядили покойницу, похоронили и разошлись по другим шайкам. Только сказывают, и теперь по ночам Степан Огненным змеем слетает на ее одинокую могилку и огнем и жаром рассыпается над горами!
Есть еще одно объяснение. В средневековье жили по берегам Волги племена «амазонок». Геродот, живший в V веке, писал о таинственных племенах амазонок, воинственных женщин, которые нападали на соседние племена, уводили скот. Однажды они переправились через Танаис (Дон), напали на скифов. Девушки во время набегов выбирали себе мужей, которых после рождения ребенка выгоняли назад в своё племя с
мальчиками, а девочек воспитывали в своём духе. Может с тех самых времён и стали называть горы «Девушкиными», «девичьими».
Некоторые авторы объясняют название гор просто: горы сложены из мела, они белые, а белый цвет - цвет чистоты, отсюда и название « девичьи горы». Девичьи горы сложены белым мергелем, мелом, опокой, глиной, доломитом, песчаником.
Первая легенда не только красива, она по-своему объясняет геологические пожары, случившимися в былинные времена на восточном отроге Долгой горы, между сёлами Алексеевка и Старая Яблонка. Вершина этой горы, покоившаяся на битуминозных слоях,
сползла, вызвав от трения большую температуру и пожар, который полыхал на поверхности.
Таким образом, горы, которые мы видим, это поверхность бывшего морского дна, хребты и отроги
– результат водной эрозии и мелких оползней за миллионы лет.