В октябре 1921 года в Саратове "Музей волгаря" был первым в Советской России, в котором хранилась история речного флота. В нем была представлена вся история волжского судоходства и бурлачества. Музей моментально завоевал интерес жителей Саратова и стал одной из главных достопримечательностей города. В 1935 году музею со всеми собранными экспонатами пришлось переехать в Горький (сейчас - Нижний Новгород), где он существует до сих пор.
Возродить музей речного флота в Саратове решили спустя полвека. Новый музей занял почти половину первого этажа здания речного порта. Однако после смерти его директора Юрия Андреевича Чернышева в 1999 году музей закрылся. В этот раз большую часть музейной коллекции сохранили, и когда музей речного флота открылся в Саратове в третий раз в 2007 году при клубе "Юный моряк", туда передали все фотографии, документы, макеты судов и сигнальные устройства с разных кораблей.
Сейчас музей работает при Центре туризма, краеведения и морской подготовки. С 2009 года в музее речного флота работает энтузиаст своего дела Александр Николаевич Азовцев.
В музее представлены различные модели кораблей. Среди них пароход "Микоян" — один из шести выпущенных в 1934-1936 годах на заводе "Красное Сормово" буксирных пароходов со сварными корпусами мощностью 1200 лошадиных сил. Пароход принимал участие в Сталинградской битве в составе Волжской военной флотилии. Знаменитый речной колёсный грузопассажирский пароход "Володарский" , спущенный на воду в 1914 году и сменивший много названий (в 1914—1917 годах — "Великая княжна Ольга Николаевна", в 1917—1918 годах — "Алёша Попович"), сохранился только в виде макета.Он служил верой и правдой более 70 лет, до 1989 года. Летом 1942 года "Володарский" совершал опасные рейсы в Сталинград, привозя туда подкрепления и увозя из зоны боевых действий беженцев. На пароходе планировалось сделать плавучий музей, но сначала его поставили на причал якобы для ремонта, затем после пожара пустили на металлолом. Сколько различной техники и оборудования в конце прошлого -начале этого века закончило свой путь таким же образом — просто не сосчитать.
Очень много информации о Сталинградской битве содержится в экспозиции музея. Многочисленные стенды и плакаты со снимками команд Волжской военной флотилии, военно-морские карты. Ведь благодаря работе моряков были организованы бесперебойная доставка воинских подкреплений в Сталинград, а также боеприпасов и продовольствия. В Саратове в честь моряков Волжской флотилии во время Сталинградской битвы на здании Речного вокзала установлена мемориальная доска морякам, сражавшимся в Сталинграде.
Много экспонатов — это устройства и механизмы корабля, верой и правдой служившие морякам. Среди них радиостанции, судовые рынды (колокола), штурвалы, часы, электрические приборы эхолота и машинного телеграфа, сигнальные устройства, фонари.
Отдельный стенд посвящен Соловецкой школе юнг. Учебный отряд Северного флота, куда набирались мальчишки 15-16 лет в добровольном порядке с образованием 6-7 классов в 10 городах Советского Союза, в том числе и в городе Саратове, дислоцировался на Соловецких островах. Памятник о юнгах военной поры находится в парке "Липки" в Саратове. В нескольких десятках метров от здания в котором в 1921 году размещался "Музей волгаря", а в 1942 году находился пункт набора юнг. Среди 1382 юнг первого набора было 67 из Саратова.