В тихом, тенистом, спокойном Вольске, в его приграничной зоне, на 5 га расположен уютный зеленый "оазис" - городской парк культуры и отдыха, бывший городской сад Сапожникова. В начале XIX века Петр Семенович Сапожников, основоположник купеческого рода Сапожниковых, напротив своего жилого дома (сейчас школа N 16), выстроил гостевой дом с колоннами, при нем была разбита оранжерея. В оранжерее выращивали редкие деревья и растения. Позже сын Петра Сапожникова Алексей увеличил оранжерею до размеров сада, при входе в который располагался музыкальный павильон и ресторан. В летний период в сад выносили лимоны и апельсины, а рядом с входом выставляли пальмы. Город расширялся, застраивался, и в результате загородная усадьба оказалась в городских владениях. В 70 годах XIX века уже внуки Петра Семеновича, окончательно переехав в город Астрахань, продали большое "двухкрыльцовое" двухэтажное здание реальному училищу, а приусадебный парк городу. После чего он стал одним из первых общественных садов России. Сейчас это городской парк имени П. Сапожникова.
Интересна сама личность купца Сапожникова. Пётр Семенович Сапожников (1762 -1828) родился в Малыковке, так в давние времена назывался город Вольск. Затем он перебрался в Астрахань, где стал известным купцом снимал в аренду (у князя Куракина) рыбные промыслы на Каспийском море, имел около десятка пароходов. В тринадцати городах России были его коммерческие конторы, много мельниц, мыловаренных, салотопных, кожевенных и других предприятий. Кроме того, он имел "золотые прииски на Урале, соляные копи на озерах Эльтон и Баскунчак". Интересно отметить и тот факт, что управляющим у А.П. Сапожникова был Василий Николаевич Ульянов - старший брат и воспитатель осиротевшего в детстве Ильи Николаевича. В 1872 году в Вольске строится деревянный водопровод, второй после Риги.
Рельеф сада слабо выражен. С трех сторон к нему примыкают проезжие дороги, одна из которых идет прямо из центра города. Вдоль дороги со стороны парка - плотные защитные зеленые полосы. Через весь сад с севера на юг и юго-запад, журча, бежит, извиваясь своим естественным руслом, речка Верхняя Малыковка. Для того чтобы живописным картинам естественной природы придать выразительность, деревья были посажены так, чтобы аллеи затенялись плотными кронами. Таким образом, представленные крупным планом пейзажи рассматривались из затененных аллей в обрамлении густой кроны зелени. Такое решение обеспечивало последовательное восприятие пейзажей при различном освещении. Ажурные кроны, цветовые гаммы, листва разнопородной зелени в сочетании создавали особый "ковровый эффект".
Здесь можно увидеть и белоствольные березы, темно-зеленый хоровод стройных елей, мелколистные липы, клейкие вездесущие вязы, резную акацию, лапастые каштаны. Здесь все жило умом и душой, все веяло домашней атмосферой, все для красоты и удобства. Посетитель словно растворялся в таинственных аллеях сада. Однако в приемах формирования садового пейзажа, а также в планировочном решении аллей и дорог почти не ощущается связи, в которой бы предусматривалась определенная последовательность живописных картин с учетом чередования различных по глубине планов, либо четко выраженных цветовых сочетаний. При этом в общем решении парка отсутствует композиционная ось, фиксирующая место расположения зданий путем увязки с ним наиболее декоративной перспективы либо главной аллеи.
В декоративные насаждения сада входили и популярные в те времена южные экзоты: пальмы и кипарисы. Ими украшали парковые вязы, клумбы, партеры. Прелестные цветочные ковры, "вытканные" на клумбах, ласкали взгляды посетителей. Из различных цветов возводились целые сооружения, например, "Эйфелева башня", расположенная на одной из садовых полян. Здание одноэтажного гостевого павильона усадьбы Сапожникова, примыкающее к саду, имеет классические, традиционные для Вольска формы, соразмерно с его окружением, и выделяется светлым, ярким пятном на его фоне.
Сад и здание охраняются государством, но не комплексно, как памятник садово-паркового искусства, а раздельно: сад - как памятник природы, а здание - как памятник архитектуры. В связи с этим, в начале нашего века, комплекс усадьбы утратил свое неповторимое очарование. Сад сильно зарос, не было больше удивительных клумб и затейливых композиций из цветов, не было и малых архитектурных форм: декоративных ваз, фонарей, скамеек, беседок; исчезли и пальмы с кипарисами.
Несомненно, Вольский сад представляет большую историко-культурную, рекреационную и художественно-эстетическую ценность и второе свое рождение парк получил в сентябре 2000 года, когда были завершены все реконструкционные работы, и состоялось торжественное открытие обновлённого горпарка. Сделана попытка восстановить эталон небогатой русской усадьбы XIX века и природную растительность вдоль ручья. В связи с этим в последние годы парк становится все более посещаемым и излюбленным местом отдыха вольчан. При реконструкции парк был полностью очищен от сухих, старых деревьев, от сорных форм таких, как клен американский, заполнивших и вытеснивших более ценные древесно-кустарниковые формы.
В августе 2017 года в парке появился памятник П.С. Сапожникову и как водится сразу же вокруг памятника начали складывать легенды. Некоторые трут нос, полы сюртука или сапог, те уже блестеть стали от чрезмерного поглаживания. Другие утверждают, что если кто посидит с Петром Семеновичем на лавочке и загадает желание, у того оно обязательно сбудется.
В 2018 году, как личная благотворительная инициатива Вячеслава Володина, был реализован проект полной реконструкции парка. Теперь в парке появилось несколько тематических площадок, а центральной части возвращен первоначальный облик. На входе имеется панорамная каменная стена с историческими сюжетами развития Вольска, памятник купцу и меценату Сапожникову. Горожане и гости могут увидеть парк военной техники, а также различные арт-объекты, главным из которых является макет Эйфелевой башни. На стадионе любители спорта могут позаниматься на футбольном поле, где также организовано 150 зрительных мест, теннисном корте и площадке для ворк-аута. Для детей построен игровой комплекс с аттракционами, есть танцевальная площадка и зона отдыха.