Что из себя представляют сады и парки дворянских усадеб второй половины XIX столетия в русской "глубинке"? На этот вопрос могут дать ответ частично сохранившиеся уголки, связанные с жизнью и деятельностью видных представителей науки и культуры, в частности, усадьба в селе Губаревка, в 23 км от районного центра Татищево Саратовской области. Это мемориальный объект, посвященный памяти крупнейшего русского и советского лингвиста, академика, создателя современной науки о русском летописании А.А. Шахматова (1864-1920). И сейчас за маленьким, в 19 дворов селом, возвышаются две вековые сосны, виднеющиеся с дороги, таких деревьев-патриархов в области осталось очень мало. Сохранились аллеи из могучих лип, расходящиеся в различных направлениях. Еще продолжают жить, хотя и без хозяйского глаза, груши, яблони, заросли вишни.
В бурных зарослях кустарников и разной древесной поросли проглядывают следы фундамента барского дома. Одна сосна особенно поражает своим видом: ствол метровой толщины, чернеет обугленный след от удара молнии, в нижней части - глубокие зарубки топора и более "тонкие" - ножа. В глубине парка, больше похожего на очень заросший лес, громадный дуб, толщиной более метра, он и сейчас возвышается над другими деревьями. В 1989 году был юбилей - 125 лет со дня рождения академика Шахматова. Место взято под охрану как памятник природы. И только... Усадьба же имеет не только природную, но и историко-культурную, ландшафтную, мемориальную, рекреационную ценность и должна стать памятником садово-паркового искусства. Существует реальность восстановления парка, возможно, и самого дома, где в перспективе можно создать музей-усадьбу, музей села, имеющего богатейшую историю.
В Губаревке было второе фамильное имение потомственных дворян Шахматовых, чей старинный род делился на несколько ветвей, одна из которых проживала в Саратовской губернии. Жизнь и служба всех поколений этой ветви тесно связаны с судьбой Саратовского края: они защищали отечество от набегов "диких" народов, служили мировыми судьями, предводителями дворянства, чиновниками различных ведомств. К сожалению, в настоящее время целиком усадьбу мы не увидим, кроме остатков некогда прекрасного парка, облик которого можно представить, ознакомившись с чудом сохранившимся проектом резиденции, пролежавшим в архиве более века, да кратким упоминанием о ней в публицистических источниках, одним из которых является книга сестры Шахматова, Евгении Масальской "Повесть о брате моем А.А. Шахматове". Благодаря этому стало возможным представить жизнь в Губаревке, вид самой усадьбы и парка. Все эти подлинные материальные свидетельства характеризуют не столько достижения садово-паркового искусства XIX века, сколько его средний уровень, представленный рядовым, широко распространенным в России типом дворянской усадьбы.
Губаревка - "малая родина" Шахматова - золотой канвой прошла через всю его жизнь: беззаботное детство, игры в парке, научные работы, принесшие ему мировую известность.
Прогулки по чудному парку начинались в конце длинной широкой аллеи, утопавшей в розах. Семейные праздники, катание в дрожках или кабриолете, собирание грибов и ягод в окрестном лесу, слушание песен скворцов, дроздов, малиновок, разливающееся каскадами звуков пение соловьев, мелодичные концерты лягушек в прудах - все это тесное общение с природой придавало силу духа, развивало вдумчивость, чувство прекрасного, пробуждало свободу фантазии.
Усадьба состояла из нескольких хозяйственных построек и основных резиденций. "Каменный дом с бельведером, отделенный от "большого" центрального дома цветниками, защищенными высокой решеткой, обвитой хмелем, - "Волчий цветник", потому что были проложены тропинки между цветниками, и здесь дети обыкновенно играли в волки, то есть ловили друг друга" - так начинается описание некоторых уголков парка. Обычно хозяева собирались возле главного цветника "Посредническая звезда", разбитого в память службы дяди Шахматова мировым посредником. "Звезда" была покрыта душистыми флоксами, георгинами, розами, многочисленными пионами, тюльпанами, ирисами. Детей вдохновляла эта благодать, и они погружались в мечты и грезы, сочиняли стихи о природе и близких людях. Так, Леля (так ласково называли его родные) написал: "Антонина Васильевна (экономка Шахматовых)
"Вышла в сад
И увидела трехаршинный водопад,
Она на него смотрела
И громко пела."
"Водопад", вдохновлявший маленького Алешу, был действительно прелестен, хотя размер его не превышал полутора аршинов. "Родник, питающий все пруды, вытекал из глубокого "Дарьяла" в парке и был искусственно поднят и задержан Бодровым (садовником усадьбы) у теплицы. Вода с шумом падала на каменные плиты, образуя небольшой, но очень красивый водопад. Выкрашенные зеленые круглые столы и скамейки вблизи него, оттененные столетними вязами, послужили к прозванию "Зеленым родником" всего этого прохладного, тенистого места, которое в жаркий полдень служило любимым пристанищем детей. Здесь Женя и Леля "обсуждали вопросы, тревожащие и волнующие их". Другим местом встреч, но по утрам, была "железная скамейка", оттененная дубом и липами, против дома у цветника с "Посреднической звездой" посреди".
Сам парк создавался в смешанном стиле: регулярный - у барского дома, плавно переходивший в пейзажный за теплицей и оранжереей. Основной композиционной осью было русло речки Губаревка, вдоль которого проходила главная аллея, то приближаясь, то удаляясь от него, раскрывая тем самым прекраснейшие видовые картины для идущего. Приходила зима... Жизнь в Губаревке не замирала. Новогодние праздники, катание с гор на санках, прогулки по дорожкам парка. "Красивы были сугробы снега, сверкающие на солнце, иней, убравший деревья в причудливые узоры, и голубое ясное зимнее небо с румяным закатом над черным, оголенным от листьев парком. Там, где по широкому лугу росли кусты сирени и налево было "царство" брата с бессменным названием "Ранташплана", а направо - его сестры - "Гольдкремское царство". До сих пор белая душистая сирень несет сторожевую службу, указывая место, где начинался жизненный путь будущего академика.