На самом входе в Парк Победы стоит инсталяция на тему бронепоезда на базе паровоза Эу 706-77, выпущенного в 1931 году в Харькове. Главным экспонатом в ней выступает советский грузовой паровоз типа Э с тендером, был взят старый паровоз со станции Чир Приволжской железной дороги, к нему были приварены железные листы и в результате получился макет бронепоезда. Всего данный "бронепоезд" насчитывает четыре единицы подвижного состава, кроме собственно паровоза с тендером, две двухосных платформы старого типа - на одной стоит спаренная зенитная установка с корабля а вот на второй гаубица М-30, и санитарный вагон. В повседневной военной жизни санитарные поезда и бронепоезда занимали различные ниши, но для музея пойдёт и такая конфигурация.
В 1941 году было выпущено более ста различных бронепоездов, которые создавались по принципу "с мира по нитке — голому рубаха". Разные депо выпускали разные бронепоезда. Собирались различные паровозы, железнодорожные платформы и вагоны, зенитные и прочие орудия, различные металлические листы. Всё это комплектовалось и бронепоезд оправлялся в бой. Обычно бронепоезд включал помимо паровоза две бронеплощадки, несколько платформ для рельс, шпал и прочих материалов для ремонта путей, а также вагонов для личного состава и их нужд. В 1946 году большинство бронепоездов пошло на металлолом, а платформы и вагоны стали использоваться в гражданской жизни.
Имитация бронепоезда БП-1942 на базе паровоза Эу706-77 Год выпуска – 1931, Харьков. Взят с бывшей базы запаса ТЧ-Волгоград-1, ст. Чир, Приволжской ж.д.
Составлен из бронированного паровоза и двух железнодорожных платформ. Бронепаровоз создан путем нанесения металлической обшивки на корпус паровоза серии Эу во время создания экспозиции музея в 1999 г. На платформах установлены артиллерийские орудия: 122-мм гаубица обр. 1938 г. М-30 и 37-мм спаренная зенитная установка В-11. Паровозы серии Эу отличались мощностью и надёжностью, способностью работать на любом виде топлива. Производились в 1926-1932 гг. Коломенским, Сормовским (г. Нижний Новгород), Луганским, Харьковским и Брянским заводами. Всего было выпущено около 2,5 тыс. единиц. Эксплуатировались до 1960-х гг. В период Великой Отечественной войны в 1942-1943 гг. подобный бронепоезд, вооруженный зенитными орудиями защищал от налётов вражеской авиации железнодорожный мост через Волгу и другие объекты г. Саратова.
Технические характеристики:
Длина – 10869 мм
Высота – 5212 мм
Ширина – 3224 мм
Полная длина с тендером – 20475 мм
Масса паровоза – 130 т
Мощность паровоза – 2200 л.с.
Прототип бронепоезда из Парка Победы защищал в годы войны железнодорожный мост через Волгу.
Гитлеровцы планировали взять Саратов после захвата Сталинграда, была даже дата назначена — 10 августа 1942 года. Немецкие самолёты "бомбили" Сталинград листовками: "В Сталинград придём с бомбёжкой, а до Саратова — с гармошкой". Не вышло.
Саратов начали бомбить с 25 июня 1942 года, бомбардировки продолжались с различной интенсивностью в течение 1942-1943 года. Помимо бомбардировки важнейших предприятий Саратова (нефтеперерабатывающего завода, нефтебаз, авиационного завода) асы люфтваффе пытались прорваться к железнодорожному мосту, который был тоненькой ниточкой, через которую снабжался Сталинград.
Вот, что рассказывается на сайте РЖД о знаменитой Волжской рокаде:
"Летом 1942 года враг развивал наступление на Сталинград – были перерезаны все железные дороги к городу по правому берегу Волги. Стратегической необходимостью стало наличие прифронтовой железнодорожной линии, которая сможет обеспечить транспортировку войск и грузов вдоль левого берега реки.
Государственный Комитет Обороны, предполагая такой ход событий, 23 января 1942 года принял решение о строительстве магистрали от Сталинграда через Саратов и Сызрань до Свияжска – Волжской рокады. Это было предвидение, обеспечившее крупный выигрыш в решении стратегических задач войны.
Вся линия была окончательно принята в эксплуатацию 1 ноября 1942 года. Это означало, что почти тысячекилометровую стальную магистраль нашей стране удалось построить в фантастически короткий срок – всего лишь за шесть месяцев. Ни раньше, ни позже этого времени никто и никогда в мире не монтировал столь протяженные железнодорожные пути с такой невероятной даже для военных лет скоростью.
По Волжской рокаде железнодорожникам удалось вывезти из города, к которому прорвались фашисты, 600 паровозов и 26 тысяч вагонов с заводским оборудованием, ранеными и беженцами. Одновременно по этой дороге к передовой линии стали перебрасывать резервы. Была применена кольцевая схема движения, благодаря которой увеличилась пропускная способность рокады – с 16 до 22 поездов в сутки.
Именно благодаря железнодорожникам Волжской рокады, которые перебрасывали огромные армейские резервы, и был достигнут успех в операции под названием "Уран", направленной на окружение и уничтожение армии Паулюса, и отражение удара войск Манштейна. Было подготовлено контрнаступление советских войск, которое закончилось блестящей победой под Сталинградом.
Впоследствии наш легендарный маршал Георгий Жуков в своих мемуарах отмечал: "…сооружение Волжской рокады обеспечило резервами и вооружением всю Сталинградскую битву, ознаменовавшую собой коренной перелом в ходе войны".
Если бы немецкими лётчиками был взорван железнодорожный мост через Волгу, то тяжело пришлось бы Сталинграду. Невозможно переоценить действие бронепоезда, защищавшего мост.