Известный саратовский купец М.А. Устинов в конце 18 века построил два дома. Но, в начале 19 века, купец решил соединить эти два здания воедино, тем самым соорудив один большой особняк в классическом стиле. В 1813 году из Петербурга в Саратов, в связи с ремонтом Свято-Троицкого собора, приехал архитектор И.Ф. Колодин – выпускник Императорской академии художеств, ученик и помощник знаменитого архитектора А.Н. Ворохина. М.А. Устинов обратился к известному архитектору со своим заказом, в ответ Колодин предложил объединить дома в единый объем и надстроить третий этаж. Также предполагалось добавить лепной орнамент, возвести портал из коринфских колон и угловые портики. Планы архитектора не изменились и в этот же год особняк М.А. Устинова в своем новом обличие был готов.
Особняк М.А. Устинова является типичным сооружением в стиле русского классицизма. Архитектор Колодин безукоризненно выполнил заказ Устинова, соединив два здания мощным десятиколонным портиком. Внутри здания планировка практически не изменилась, оставшись анфиладной, только парадная лестница была немного смещена от центра, заняв место проезда между старыми домами.
Это здание – достойный пример архитектуры классицизма в провинции. Трехчастная симметричная композиция фасада, три портика, колонны, бело-желтые стены – набор классических приемов и стилей.
В конце 1830 года М.А.Устинов уступил это здание для нужд духовной семинарии. В доме часто бывал Н.Г. Чернышевский. А почти через сто лет, в 1929 году, власти отдали здание под Областной музей краеведения, который и сейчас находится здесь.
После реставрации и капитального ремонта 1969 года, зданию был придан исторический облик.
Здание является типичным сооружением в стиле русского классицизма. Но архитектура не столь эффектна, скорее типична для особняков той поры. Можно даже усмотреть ряд недостатков в архитектуре устиновского дома: недостаточно выразительный портал, «плоский», словно вырезанный из картона, фасад.
Тем не менее, очень много факторов работают на популярность этого памятника. И, прежде всего: здание – это «хрестоматийный пример» архитектуры классицизма в провинции. Трехчастная симметричная композиция фасада, три портика, колонны, бело-желтые стены – весь набор классических приемов и стилей. Сюда же стоит добавить грамотное градостроительное решение – вход в здание словно завершает продольную ось Троицкого собора.