31 октября 2008 года в Хвалынске на площади возле Двореца культуры открыт памятник К.С.Петрову-Водкину. Из куска розового карельского гранита выступает бронзовый барельеф К.С. Петрова-Водкина, основой для которого послужила его же знаменитая картина «Автопортрет» 1918 года. Он создан скульптором Павлом Александровичем Подосинниковым на народные средства: деньги на памятник собирали всем миром. В 1993 году П.А.Пестравский – тогда заведующий домом-музеем К.С.Петрова-Водкина - обратил внимание на большой розовато-сиреневатый валун на улице Хвалынска. Камень был наполовину в земле, но даже видимая его часть поражала своей необычной окраской и каким-то нездешним величием. Тогда же сотрудники откопали камень и перевезли его с улицы Хвалынска во двор дома-музея, решив сделать его закладным на месте будущего памятника художнику. Еще один памятник Кузьме Сергеевичу установлен перед Картинной галереей названой его именем. В городе находится также Художественно-мемориальный музей К. С. Петрова-Водкина.
Несколько скульпторов из Санкт-Петербурга (В.Уланов, В.Джибраев) проявляли инициативу, создавали эскизы будущего памятника. Но ни городской, ни федеральной власти было не до памятников в «лихие» 1990-е. Камень так и продолжал сиротливо лежать во дворе с приклеенной табличкой, гласившей: «Здесь будет установлен памятник художнику К.С. Петрову-Водкину».
Осенью 2007 года случай привёл в Хвалынск скульптора П.А.Подосинникова. Тогда и возникла идея использовать для памятника сам закладной камень. Специалисты «узнали» в камне карельский гранит. Решено было максимально сохранить целостность монолита и фактуру камня, на котором крупным лапидарным силуэтом выступал бы бронзовый барельеф К.С. Петрова-Водкина, основой для которого мог бы служить его знаменитый «Автопортрет» 1918 года. П.А.Подосинников сделал несколько эскизов будущего памятника из пластилина, гипса, менялись пластические акценты, ракурсы, но первоначальная суть скульптурного замысла осталась неизменной.
Лапидарный строй пластики образа, с чутко реагирующей на светотеневую среду моделировкой поверхности – где-то слегка полированной, где-то матовой, высокий архитектонически строгий постамент организовали пространство перед Дворцом культуры, став его главным «нервом». Внутреннюю динамику этому образу придаёт сопоставление материалов: гранита и бронзы, а также спокойного лица художника с индивидуально и конкретно выделенными чертами и обобщённая трактовка основных объёмов, символизирующих холмистые просторы Хвалынска, волжские волны и колышимые ветром высокие травы. Преобладание тёплых оттенков: розоватых, желтовато-коричневатых, палевых - и движение света и тени вызывают ассоциации с дуновением тёплого ветра. Этому же способствует и образно разработанная фактура – зернистость камня, создающая впечатление то сдержанной, сосредоточенной матовости, то искромётной, переливчатой поверхности. В результате, благодаря богатству округлых, дуговых, угольных ритмов, получился сложный, содержательный пластический образ, отмеченный чертами монументальности. «За одно лишь прикосновение к подобной теме следует благодарить судьбу», - говорит П.А. Подосинников. Думается, дух великого мастера, с которым скульптор постоянно вёл внутренний диалог, вдохновил Павла Александровича на создание этой пластической работы.
К.С.Петров-Водкин — самый известный уроженец города Хвалынска. Когда в 2008 году стартовал телевизионный проект "Имя Россия", то Кузьма Степанович вошёл в список 500 значимых персоналий, связанных с Россией. Среди живописных произведений самые известные: "Сон" (1910), "Купание красного коня" (1912), "Богоматерь Умиление злых сердец" (1914-1915), "Петроградская мадонна" (1920).